BMW Turbo E25

Аватара пользователя
Aleks1
Moderator
Сообщения: 500
Зарегистрирован: 28 янв 2013, 17:43
Автомобиль: М3 CSL
Skype: aleks_328
Откуда: Киев
Контактная информация:
Status: Не в сети

BMW Turbo E25

Сообщение Aleks1 » 09 фев 2013, 14:40

BMW Turbo концепт 1972 года, кузов Е25.
Изображение
Придумал и воплотил в жизнь эту уникальную модель шеф-дизайнер BMW тех лет – Поль Брак. На выходе из сложного, но успешного для марки периода 60-х годов, скопился некий инженерный жирок, который и позволил подготовить такой концепт. Модель Turbo Concept показали на открытии Летних Олимпийских играх 1972 в Мюнхене как образец передовых германских технологий, и в том числе технологий безопасности. Тогда сложно было представить, что именно этот концепт даст хороший приплод в виде легендарного кузова Е26 М1, первой «эмки», и соответственно дальнейшего развития BMW Motorsport GmbH.
Изображение
Однако увидеть эти машины рядом на улице не получится, ведь BMW E25 была выполнена всего в двух экземплярах, и все они в первозданном состоянии живут в музеях: Музей BMW в Мюнхене и BMW Zentrum в Спартанбурге (США, штат Южная Каролина, кстати, в этом городе производились Z3). Сначала был изготовлен всего один автомобиль, который после олимпиады показали на Парижском автосалоне в1972 году. Второй Turbo был произведен с незначительными изменениями в июле 1973 года и представлен на годовом общем собрании компании и на Международном автосалон во Франкфурте.

Шеф-дизайнер машины - француз Paul Bracq. Есть его интересное изречение, которое я не решусь перевести: "I could express with complete freedom my ideas concerning automobile style while respecting the image of BMW of the Seventies." Интересно, что до этого Поль Брак проектировал поезд TGV с показателем скорости 300+ км/ч. Еще из интересных работ специалиста можно отметить (на минуточку!) легендарный Mersedes W198 (300 SL Gullwing), 1954 год. Именно Поль Брак нарисовал этот кузов. Ну и собственно под его началом были созданы третья, пятая, шестая и седьмая серии BMW, за что ему респект пожизненный от всех нас.
Изображение
В начале работы над проектом дизайнер объяснил, как он видит идеи, закладываемые при проектировании: "Люди - наша точка отсчета. Сегодня мы строим автомобиль изнутри. Машину мы должны чувствовать каждой клеткой, она должна быть, как вторая кожа водителя".
Задачи, поставленные при проектировании, выглядели так: снабдить машину абсолютным круговым обзором, ликвидирующим слепые зоны, придать ей хорошо сбалансированные нагрузки на оси и окраску, которая бы решительно кричала о безопасности. Однако инженеры пошли гораздо дальше.

Экстерьер.
Скажем прямо, революционным на тот момент внешний дизайн е25 не назовешь. Среднемоторная компоновка и низкий клиновидный силуэт был уже в чести у изысканных итальянцев, например Lamborghini Miura. Тем более, что кузова этих BMW и были изготовлены итальянской кузовостроительной мастерской Michelotti в Турине.
Однако конструкция автомобиля была, конечно, продвинутой: энергопоглощающие зоны (safety boxes) в районе переднего и заднего бамперов были наполнены пеной, а сами бамперы крепились на телескопических балках, что конечно, сильно впечатлило специалистов по автомобильной безопасности тех лет. Сейчас эти элементы давно и прочно поселились в конструкции баварских (и не только) автомобилей, и мы называем это усилителем бампера и ударным демпфером. Кстати, эти вспененные швеллера позволили существенно снизить ущерб машины при столкновении на скоростях до 15 км/ч, и вообще предотвращали ущерб при столкновении на скоростях до 6 км/ч (проверял на себе на е34). Это давало дополнительную скидку на страховой полис владельцев BMW, которые начали получать усилители и демпферы в штатную комплектацию. Что называется: от теории к практике.
Задние фонари имели странно простую для интересного концепта форму, это также объясняется стремлением инженеров машины минимизировать ущерб от столкновения, такие фонари при незначительных ударах остаются целыми.
Но с другой стороны, двери, открывавшиеся вверх, наоборот не давали возможности выбраться из машины, лежащей на крыше, и это был, пожалуй, единственный минус в плане безопасности. Боковые стекла открывались только частично.
Характерные изломы кузова надолго поселились в дизайнерских мастерских BMW, даже восьмерка чем-то на нее похожа. Задние колеса, практически полностью скрытые арками, а также нетривиальная форма лобового стекла выдают не серийную модель.
Изображение
Мотор.
Небольшой четырехцилиндровый бензиновый двигатель с двумя турбинами расположили поперечно позади салона, однако, оставив его в базе. При объеме 1990 см3 он выдавал от 200 до 280 л.с. в зависимости от давления наддува. Впрыск топлива механический с насосом Kugelfischer PL04, цилиндры имели по 2 клапана, степень сжатия всего 1:6,8 для облегчения работы турбины. Это был первый турбодвигатель BMW.
Установлен был мотор на подрамник и крепился на четырех подушках, чтобы, насколько это возможно, предотвратить вибрацию в салоне.
Изображение
Двигатель этот, к сожалению, не имел долгой истории, с небольшими корректировками его устанавливали на BMW 2002 в семидесятых годах, а потом на 30 с лишним лет BMW оставило идею бензиновой турбины в стороне. С точки зрения технической начинки еще можно отметить, что на машине был установлен электрический дроссель, на тот момент это требовало тщательного прогрева мотора перед началом движения (особенно при учете длинны магистралей охлаждения), а также отсутствовала выхлопная система, был только глушитель с четырьмя выхлопными трубами.
Привод был традиционно задний, коробка передач механическая 4-скоростная. Тормоза на всех колесах дисковые вентилируемые. На подрамник двигателя также крепился задний мост: подвеска типа МакФерсон включала двойные поперечные и трапециевидные рычаги, это позволяло добиться желаемой кинематики задней оси и эффекта самоподруливания.
Изображение
Шины и диски машины. Размерность в те года была странная.
Изображение
Прочие характеристики таковы: вес машины составил 1272 кг, разгон до 100 км 6,6 секунд; максимальная скорость – 265 км/ч.

Экстерьер и оснащение

Кокпит BMW Turbo в отличие от экстерьера был совершенно необычным, и до сих пор напоминает кабину истребителя. Первая и главная деталь, характерная теперь для многих моделей BMW – это расположение панели приборов и центральной консоли вокруг водителя, она была опробована именно на Е25. Обилие приборов давало понятие, насколько вдумчиво отнеслись инженеры к ощущениям водителя во время пилотирования…
Изображение
Продолжая удивлять устройствами безопасности, машина была оборудована целой системой, спроектированной для предупреждения аварии и помощи при управлении в экстремальных ситуациях. А именно: радиолокационное устройство, синхронизированное с дросселем и тормозной системой; складывающаяся рулевая колонка на трех независимых шарнирах, анти-блокировочная система (и не просто ABS, а самый первый ABS в BMW и вообще в мире автомобилей!), датчик боковых ускорений (теперь это стандартная DSC), интегрированный каркас безопасности. Крепления ремней безопасности были выполнены в центре автомобиля, ответная часть с датчиком – соответственно по внешним краям салона, датчик ремней не позволял тронуться с места не пристегнутому водителю или пассажиру; через датчик удара автоматически работали преднатяжители ремней безопасности. 1972 год, напоминаю…
-> Насчет ABS конечно можно поспорить, ведь в то же время его внедряли на Mercedes W116. Система была разработана компанией Bosch и инженером Гейнцом Либером.

Дисплей бокового ускорения:
Изображение
Еще одной примечательной особенностью BMW Turbo был дополнительный второй дисплей - предшественник известной системы Check Control, которая в тестовом режиме проверяла функционирование систем автомобиля. Дисплей с двумя функциями (тормоза и фары) располагался слева от рулевой колонки, остальные функции отражены на центральной консоли.
Дисплей системы автодиагностики:
Изображение
При включенном зажигании, это позволяло водителю, нажав на кнопку Test, проверить следующие параметры: давление моторного масла, объем тормозной и охлаждающей жидкости, уровень омывателя стекол, а также износ тормозных колодок, работоспособность датчиков ABS и подогрева заднего стекла; при включении фар была доступна диагностика лампочек. С января 1976 года в топовых версиях новой шестерки BMW система Check Control стала внедряться в базовую комплектацию, ну и так далее по модельному ряду.
Продолжаем. Активный круиз-контроль также был впервые опробован на BMW Turbo. Радиолокационное устройство контролировало расстояние до впереди идущего транспортного средства, дисплей имел деления от 0 до 100 м.

Дисплей круиз-контроля:
Изображение
В зависимости о скорости машины, если разрыв уменьшался ниже определенного расстояния, зуммер предупреждал об опасности столкновения, и электрический дроссель прикрывался, снижая скорость. Внедрена серийно эта система была только через 30 лет для е38.

Еще в салоне на себя обращают внимание широченные пороги, пассажирская ручка на центральной консоли (также в целях безопасности пассажира), а также ручник в форме самолетного дросселя, кстати, его троса подключены к задним суппортам на дисковых тормозах (отдельно барабанов для ручника нет). Мест в салоне, полностью отделанном кожей, всего два.
Изображение
Остается добавить, что первой машине сложной ало-оранжевой окраски было написано на роду стать неизменным участником элегантных автосалонов и музеев современного искусства, он объехал несколько континентов и фотографиями его заполнены архивы фанатов. Второй прототип белого цвета наоборот провел много времени в различных заводских тестах, в 1974 году его еще продолжали продувать в аэродинамической трубе, подбирали размерность шин на полигоне, доводились до ума системы круиз-контроля и ABS.
Изображение
Не так давно, в 2008 году на выставке Concorso d'Eleganza Villa d'Este в честь 30-летия M1 был снова показан BMW turbo, поэтому его изображения замелькали в Интернете. И мне сначала эта машина казалась просто среднемоторным прототипом М1, однако, как оказалось, на ней были испытаны множество систем безопасности и технического оснащения, которыми мы пользуемся каждый день.

Напоследок хотел бы еще раз сказать, что данный концепт явился прародителем все эмок, а посему – поздравим себя: подразделение BMW Motorsport празднует юбилей – 40 лет на сцене. Так сказать, многие лета! И кстати, фото с праздника на Северной петле, где собрали все модели этого подразделения BMW:
Изображение

Вернуться в «M»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость