M1 Е26
Добавлено: 01 фев 2013, 14:15
Легендарный спорткар - BMW M1
Баварские автомобилестроители отмечают 30-летие своего первого суперкара, славного M1. На редкость удачная получилась машина. Еще в 1976-ом в Motorsport GmbH, спецотделении BMW, начали работу над проектом E26: бескомпромиссный спортпрототип для участия в гоночной серии FIA (в группах 4 и 5). Для омологации требовалось выпустить по меньшей мере четыре сотни экземпляров автомобиля (на протяжении последовательных 24 месяцев), так что новый суперкар готовили также и к выходу на открытый рынок.
Проект успешно продвигался, и осенью 1978 предсерийный M1 объявился на Парижском мотор-шоу. Надо сказать, выступил там новый «биммер» с оглушительным успехом – и стал бесспорным «гвоздем» выставки. Там же принимались заказы (по 100 тыс. дойчмарок). Говорят, некий американец тут же выписал 3 экземпляра… Выглядел аппарат и в самом деле неотразимо: плоский, прижатый к дороге, стремительный двухместный GT в стилистике от Дж. Джуджаро. Поначалу сборку M1 замышляли у Lamborghini S.p.A., но итальянский автомобилестроитель в последний момент сошел с пробега. В конечном счете проект E26 передали кузовному ателье Baur в Штуттгарте, и там успешно справились с непростой задачей.
Гоночный дизайн
Первый «биммер» среднемоторной архитектуры: за спинками сидений продольно устанавливалась рядная «шестерка» M88. Самый тогда литражный баварский мотор, при диаметре цилиндров и ходе поршней 93,4 х 84 мм его рабочий объем равнялся 3453 «кубикам». «Шестерку» укомплектовали специальной 24-клапанной головкой цилиндров (4-клапанное газораспределение - редкость по тем временам) и оснастили системой смазки с «сухим» картером. Двигатель работал с механической системой впрыска бензина (во впускные каналы) Kugelfischer – и с индивидуальными дроссельными заслонками на каждый цилиндр.
Гоночная конструкция
В «гражданской» настройке M88 развивал до 277 л .с. при 6500 мин-1, наибольший крутящий момент – 330 Нм. Сейчас 3-литровая «шестерка» для седана 330i выдает почти столько же, но 3 десятка лет назад 32-клапанная «восьмерка» Ferrari 308 GTB заметно уступала баварскому мотору. Довольно длинный рядный мотор стыковался с ручной 5-ступенчатой КПП ZF; M1 получил своеобразный силовой агрегат.
И ходовую под стать: «формульная» передняя и задняя подвеска на двойных поперечных рычагах, винтовые пружины с «однотрубниками» Bilstein, поперечные стабилизаторы. Спортивные шины Pirelli P7 размером 205/55VR (спереди) и 225/50VR (сзади) монтировалась на 16-дюймовые колеса из магниевого сплава. Реечный рулевой механизм обходился без сервоусилителя, тормоза с вентилируемыми дисками диаметром 300/297 мм обеспечивали интенсивное замедление. Все вместе монтировалось на пространственную несущую структуру, и накрывалось сверху кузовом из стеклопластика. В салоне ортопедические спортивные сиденья с 4-точечными ремнями безопасности, гоночный щиток приборов и … собственно все. Суперкар M1 предлагал своим счастливым обладателям не столько комфорт, сколько иные радости.
Длина спорткупе – 4360 мм , ширина – 1824, высота (без нагрузки) – 1140; колесная база – 2560 мм , колея - 1,550/1,576. Наименьший дорожный просвет (с нагрузкой) – 125 мм : для выездов на природу аппарат не годился. Снаряженный вес «гражданского» M1 – от 1545 кг (при развесовке по осям 44,1/55,9%). Не сказать, что баварский GT получился особенно легким. Тем не менее с места до 100 км/ч он мог разогнаться за 5,6 сек., нисколько не уступая Ferrari 512 BBi образца 1981. Осенью 1979 «абер-биммер» развил, по независимым испытаниям, скорость в 264,7 км/ч – и стал самым быстроходным из немецких легковых автомобилей того времени.
Проект E26 с самого начала ориентировался на автоспорт: в 1979 учредили своеобразную гоночную серию Procar, заезды которой проводились (по субботам) перед этапами чемпионата мира по Формуле 1. За руль M1 брались пилоты высочайшей квалификации – такие, как тогда еще двухкратный чемпион мира Ники Лауда. Молодой Нельсон Пике, которому только предстояло стать трехкратным чемпионом, и другие замечательные гонщики. 2 года подряд серия Procar привлекала живое внимание энтузиастов автоспорта.
В том же 1979 два спортпрототипа M1 стартовали в 24-часовых гонках в Le Mans , причем один из них (с бортовым № 76) выглядел как rolling sculpture – «движущаяся скульптура». Дело в том, что прямо перед заездом болид послужил как бы «холстом» для культового живописца и скульптора Энди Уорхола: маэстро красочно расписал машину в духе поп -арт. И что вы думаете? «Движущаяся скульптура» прекрасно выступила в гоночном марафоне: M1 № 76 финишировал на классном 6-м месте! Не иначе, вдохновение художника придало баварскому GT особую динамику. Красота – великая сила!
С тех пор уникальный экземпляр известен как BMW M 1 Art Car , и кочует по всему миру, украшая собой художественные вернисажи (и не только). А в 1981 «абер-биммеры» приняли участие в американском чемпионате IMSA GTO – и выиграли его с первой попытки. Удивительно яркая судьба незаурядного автомобиля. Всего до 1981 построили 445 экземпляров M1: 399 в «гражданском» исполнении и 46 машин специально для автогонок. Проект E26 дал первый среднемоторный автомобиль BMW – исключительно удачный и … до сих пор единственный. Баварским автомобилестроителям пора тряхнуть стариной и выдать что-то этакое… Не слабее, чем 30 лет назад.
Баварские автомобилестроители отмечают 30-летие своего первого суперкара, славного M1. На редкость удачная получилась машина. Еще в 1976-ом в Motorsport GmbH, спецотделении BMW, начали работу над проектом E26: бескомпромиссный спортпрототип для участия в гоночной серии FIA (в группах 4 и 5). Для омологации требовалось выпустить по меньшей мере четыре сотни экземпляров автомобиля (на протяжении последовательных 24 месяцев), так что новый суперкар готовили также и к выходу на открытый рынок.
Проект успешно продвигался, и осенью 1978 предсерийный M1 объявился на Парижском мотор-шоу. Надо сказать, выступил там новый «биммер» с оглушительным успехом – и стал бесспорным «гвоздем» выставки. Там же принимались заказы (по 100 тыс. дойчмарок). Говорят, некий американец тут же выписал 3 экземпляра… Выглядел аппарат и в самом деле неотразимо: плоский, прижатый к дороге, стремительный двухместный GT в стилистике от Дж. Джуджаро. Поначалу сборку M1 замышляли у Lamborghini S.p.A., но итальянский автомобилестроитель в последний момент сошел с пробега. В конечном счете проект E26 передали кузовному ателье Baur в Штуттгарте, и там успешно справились с непростой задачей.
Гоночный дизайн
Первый «биммер» среднемоторной архитектуры: за спинками сидений продольно устанавливалась рядная «шестерка» M88. Самый тогда литражный баварский мотор, при диаметре цилиндров и ходе поршней 93,4 х 84 мм его рабочий объем равнялся 3453 «кубикам». «Шестерку» укомплектовали специальной 24-клапанной головкой цилиндров (4-клапанное газораспределение - редкость по тем временам) и оснастили системой смазки с «сухим» картером. Двигатель работал с механической системой впрыска бензина (во впускные каналы) Kugelfischer – и с индивидуальными дроссельными заслонками на каждый цилиндр.
Гоночная конструкция
В «гражданской» настройке M88 развивал до 277 л .с. при 6500 мин-1, наибольший крутящий момент – 330 Нм. Сейчас 3-литровая «шестерка» для седана 330i выдает почти столько же, но 3 десятка лет назад 32-клапанная «восьмерка» Ferrari 308 GTB заметно уступала баварскому мотору. Довольно длинный рядный мотор стыковался с ручной 5-ступенчатой КПП ZF; M1 получил своеобразный силовой агрегат.
И ходовую под стать: «формульная» передняя и задняя подвеска на двойных поперечных рычагах, винтовые пружины с «однотрубниками» Bilstein, поперечные стабилизаторы. Спортивные шины Pirelli P7 размером 205/55VR (спереди) и 225/50VR (сзади) монтировалась на 16-дюймовые колеса из магниевого сплава. Реечный рулевой механизм обходился без сервоусилителя, тормоза с вентилируемыми дисками диаметром 300/297 мм обеспечивали интенсивное замедление. Все вместе монтировалось на пространственную несущую структуру, и накрывалось сверху кузовом из стеклопластика. В салоне ортопедические спортивные сиденья с 4-точечными ремнями безопасности, гоночный щиток приборов и … собственно все. Суперкар M1 предлагал своим счастливым обладателям не столько комфорт, сколько иные радости.
Длина спорткупе – 4360 мм , ширина – 1824, высота (без нагрузки) – 1140; колесная база – 2560 мм , колея - 1,550/1,576. Наименьший дорожный просвет (с нагрузкой) – 125 мм : для выездов на природу аппарат не годился. Снаряженный вес «гражданского» M1 – от 1545 кг (при развесовке по осям 44,1/55,9%). Не сказать, что баварский GT получился особенно легким. Тем не менее с места до 100 км/ч он мог разогнаться за 5,6 сек., нисколько не уступая Ferrari 512 BBi образца 1981. Осенью 1979 «абер-биммер» развил, по независимым испытаниям, скорость в 264,7 км/ч – и стал самым быстроходным из немецких легковых автомобилей того времени.
Проект E26 с самого начала ориентировался на автоспорт: в 1979 учредили своеобразную гоночную серию Procar, заезды которой проводились (по субботам) перед этапами чемпионата мира по Формуле 1. За руль M1 брались пилоты высочайшей квалификации – такие, как тогда еще двухкратный чемпион мира Ники Лауда. Молодой Нельсон Пике, которому только предстояло стать трехкратным чемпионом, и другие замечательные гонщики. 2 года подряд серия Procar привлекала живое внимание энтузиастов автоспорта.
В том же 1979 два спортпрототипа M1 стартовали в 24-часовых гонках в Le Mans , причем один из них (с бортовым № 76) выглядел как rolling sculpture – «движущаяся скульптура». Дело в том, что прямо перед заездом болид послужил как бы «холстом» для культового живописца и скульптора Энди Уорхола: маэстро красочно расписал машину в духе поп -арт. И что вы думаете? «Движущаяся скульптура» прекрасно выступила в гоночном марафоне: M1 № 76 финишировал на классном 6-м месте! Не иначе, вдохновение художника придало баварскому GT особую динамику. Красота – великая сила!
С тех пор уникальный экземпляр известен как BMW M 1 Art Car , и кочует по всему миру, украшая собой художественные вернисажи (и не только). А в 1981 «абер-биммеры» приняли участие в американском чемпионате IMSA GTO – и выиграли его с первой попытки. Удивительно яркая судьба незаурядного автомобиля. Всего до 1981 построили 445 экземпляров M1: 399 в «гражданском» исполнении и 46 машин специально для автогонок. Проект E26 дал первый среднемоторный автомобиль BMW – исключительно удачный и … до сих пор единственный. Баварским автомобилестроителям пора тряхнуть стариной и выдать что-то этакое… Не слабее, чем 30 лет назад.